Работа над хорошим почерком

Духанина Галина Габрахмановна
1939-2015 г.г.
Учительский штаж более 50 лет.
С первых школьных дней начинаю работу над почерком детей. Сначала на родительском собрании рассказываю о своём методе, чтобы моя работа шла заодно с работой родителей, и не было разногласий. Мамы стараются передать свой добрый опыт детям - получается разнобой. Родители мою мысль поддерживают и с интересом слушают. В прописях показаны начертания букв без учета того, как идет соединение с другой буквой. Обращаю внимание, что буквы не могут стоять сами по себе, их нужно соединять между собой в слова. Письмо у нас безотрывное. Уточняю: все кончики букв веду вверх. Сверху букву начала, туда и кончик привела, к следующей букве. Все уроки русского языка начинаю с минутки чистописания - написания палочек.
Палочка-основа всех букв.
Пишу на доске, а дети в тетради ряд палочек.
Очень трудно ребенку научиться ставить палочки на равном расстоянии друг от друга, да ширину будущих букв рассчитать. Палочки сравниваю с солдатиками. Спрашиваю: «Кто видел, как солдаты идут в строю? Как они идут?» Отвечают: «Друг за другом. Ровно». Так ставим палочки: друг за другом, ровно, на равном расстоянии.
У многих палочки получаются так:
Важно научить детей ставить палочки высотой 5 мм с интервалом 2 мм . Работу над буквами (на первом этапе обучения, каждый день) начинаю показывать начертание букв. Показываю скелет (основание, костяк) буквы
и говорю - вот из чего состоит эта буква. Эти палочки должны быть видны в каждой букве. Потом показываю все элементы этой буквы. Письмо сначала получается заостренное, удлиненное. При письме слов и предложений подхожу к ребенку и показываю: палочка – закругление
Что бы слова были видны в тексте, между словами должна уместиться буква «ш», тогда ребенку бросается в глаза, что он написал. Он проверит написанное.
На первых порах приходится водить рукой ребенка. Индивидуально показывать, что от него требует учитель. Дети любят видеть конкретно: сверху буква начинается – вверху и заканчивается.
Высота буквы и цифры одинаковые – 5 мм или одна клетка. Если письмо мелкое, меньше клетки, то элементы букв неразборчивые. Над ними трудно работать. Образец письма учителя обязателен в тетрадях и на доске. Обычно на минутках чистописания дети не ждут, когда учитель покажет образец написания буквы. До показа на доске быстро напишут, как умеют. Они считают, что правильно пишут и соединяют буквы, говорят: «А я уже написал». Что бы этого избежать, делаю так: сначала они встают, вытягивают вперед руку с ручкой, вместе с учителем «пишут» в воздухе, садятся и пишут в тетрадях.
Отрабатывая написание букв или повторяя, их группирую. Буквы, начинающиеся с точки
Буквы, имеющие элементы – длинная палочка с петлей внизу
Буквы, имеющие элементы – палочка с закруглением вверху и внизу
Большое значение имеет и чистая доска, без меловых разводов, добрый настрой в классе на уроке, без нервозной обстановки. При этих условиях дети пишут чисто красиво и правильно. Говорю детям: «Неряшливо могут писать все. А красиво, аккуратно – только старательные и терпеливые. Твоя мама очень обрадуется, когда увидит твою красивую работу».


